Мария Шушпанова: КаттлеяПоследнее признание Земли
гимн
река Лета уносит
personal data
сохраняет воспоминания
этим мы обязаны человеку
с легким сердцем ухаживаем за любимым
сжать покрепче
вечная память — дни в подарок
будет грустно
бог на каждый день < могила
265 км/час
872 км
«Господи, лечу!»
прямо в небо
Утром было свежо, поэтому Мина проснулась с одной головой, совсем не чувствуя себя под набухшим от тепла одеялом. Тогда она вспомнила, чему ее учила сестра, как они устраивались на подоконнике в зале — сестра поджимала под себя ноги, Мина прижималась щекой к ее колену; улегшись на правый бок, чтобы больше места было сердцу, она стала перечислять — ну, так пришлось — самой себе. Почувствуй свои волосы, как они тянутся из луковиц и ложатся в твоих растрепанных косах колосок к колоску. Представь, что твое дыхание — это комочек света, думай о том, как он смешивается со слюной и катится по горлу, как открывается и закрывается твоя грудная клетка. Попробуй сжать свои пальцы с той же силой, с которой косточки соединяются с мышцами, прислушайся к пощипыванию пульса под локтями и под коленками. Сестра заклинала от слез, текущих, прошедших и будущих. Бывало, ей еще помогал Амир: если Мину тошнило, он держал ее за руку, хотя Мина больно царапалась и сдирала кожу с ссадин.
Жаль, что сестры нет рядом. И Амира тоже. Хотя он ведь не ушел. Он с ней, в этом городе, просто уехал в гости к семье. Мина все понимает, она бы тоже заночевала у родных, если бы спали они не под землей. И все-таки она пропустила один вздох, пока думала об этом. Мина вытянула ноги, передразнивая сестру, и ей стало щекотно от холодка на простыни. От собственного смешка она проснулась насовсем, правда, ей непонятно было — из-за щекотки она захихикала или от чего-то еще.
Казалось, утро было ясное, только солнца не нашлось ни в комнате, ни за окном. То есть было по-голубому пасмурно. Накануне не растопив во рту и кусочка сахара, Мина проснулась по-человечески голодной: стоило ей слететь с постели, как по потолку рассыпались блестки. Она решила еще немного повынашивать это чувство под ребрами, пока чистила зубы, обливалась в душе ледяной водой и разнашивала затекшие за ночь колени. И ей было хорошо. Словно у нее внутри звезда. Белая карлица.
Ее давно уже никто не подгоняет жарить хлеб с яйцами в девять часов. Мине приходится включать приемник, чтобы заставить себя приготовить завтрак. Раньше так делали разве что одинокие старики, теперь — все одинокие. Радио говорило с помехами, постоянно повторяясь — видимо, в радиодоме зажевало пленку, — в этом они с Миной были похожи. Она с трудом разбирала, что хотел сказать диктор, каждый день ей слышались новые конструкции из одних и тех же слов. А на станции даже не пытались делать вид, что ведется прямой эфир: крутили то ли «В мире животных», то ли «Голубой огонек» — что-то из небытия, из того времени, когда Мина еще не родилась. Из времен, когда семена пшеницы разлетались по полю и не держались вместе, дожидаясь, пока к ним придет человек. Она читала о них в учебнике по естествознанию.
Погрев ладони над сковородкой, Мина положила на кусок маргарина сероватый ломтик батона.
—
Искусственные люди, — карабкался голос из-под решетки динамика, —
загадка в Соединенных Штатах. «Сосуд», который можно увидеть, пока за ним наблюдают. Самый лучший уже прибыл, я сейчас за него бьюсь. Я хочу получить его сейчас, изо всех сил пытаюсь. — Что вы имеете в виду, Чапек-сан? — переспросила Мина в шутку, и точно так же, как бы шутя, ей ничего не ответили. В этом радио было чем-то похоже на Амира. Можно сказать, и Мина, и все ее милые: слишком громкие, или слишком ворчливые, или затыкающиеся невпопад — по-своему вылезли из этой пластиковой коробочки. И все они рано или поздно станут такими маленькими, или тонкими, или невидимыми, что смогут уместиться в ней снова.
Мина щелкнула ножом по карамельно-коричневой скорлупе; желток расклеился и растекся в пузырьках масла.
— Интересно, останутся ли у нас голоса..?
—
Я на пороге счастья. «Верно». Это здесь, прямо сейчас. — перебил ее мысль приемник. —
Почему бы тебе не оставить дорогу? После такого выпада ей стало как-то обидно. Она чуть было не решила поесть в тишине, когда диктор добавил:
—
Хочу защитить тебя. Теперь я могу сражаться. — Наверное, сегодня я возьму тебя с собой, — бросила она в ответ, потупив взгляд на глазунью-циклопа с мягкими хлебными боками.
—
«Я тебя совсем не беспокою». Вы выглядите точно так же, молодой человек. Мина наелась яичницей, и это было хорошо. Но в холодильнике все еще стыла еда, которую кроме нее больше некому было съесть. Так было всегда перед путешествиями, например, или переездами: семья за неделю старалась не покупать лишних продуктов — и все равно на полках оставался чей-нибудь йогурт или недоеденные макароны. Поглазев на свое наследство, Мина разрезала уже подвядший огурец и сгрызла его с медом в прикуску — арбузы и дыни в город давно не возили; соскребла с остатков сыра засохшую белую пенку и проглотила его вместе с последней горбушкой хлеба; доела твердый, как лед, темный шоколад, хоть и не очень-то его любила. Мина объелась так, что на несколько минут забыла, как двигаться. И это тоже было хорошо. Словно она поела за двоих. Ей вспомнилось, как ее всегда злили Амирины шутки на эту тему, и подумала: и правильно, что не соглашалась, и слава богу. Соседи рассказывали, сколько матерей испугалось сегодняшнего дня, сколько женщин стали птицами, кукушками или аистами, и вылетели из окна — с детьми в обнимку или без них.
Положив сковородку в раковину и промочив пальцы в масляной воде, она задумалась, стоит ли тратить время на мытье посуды. Ей-то она больше не понадобится, но, может быть, тем, кто займет ее место, будет приятнее, если они уже по приезде смогут что-нибудь себе пожарить? Если только у них есть язык и зубы, чтобы есть и пить. Если им вообще нужна крыша над головой, ради которой они поселятся в этой квартире. Если только они умеют согревать своей кровью складки на мятой постели. Мина отсыпала на сковороду горчицы и натерла ее до блеска: она успела соскучиться по чувству благодарности к самой себе за выполненное пустяковое дело.
Саму себя по головке не погладишь… нет, можно, конечно, но это все равно не то. Мине захотелось похвалить за себя кого-нибудь другого. Джинсы на размер больше, снятое с забора у свалки сестрино пальто, кроссовки из средней школы; из чистой одежды собрав себя во второй раз за сегодня, Мина бросила в авоську радиоприемник и выбежала наружу, стараясь не задумываться о том, что можно уже не запирать входную дверь.
Она решила найти и погладить какого-нибудь одинокого кота. До возвращения Амира оставалось еще несколько часов.
Мина шагала по дорожке вдоль подстриженной ежиком травы и пускала в воздух белые шарики пара: она выдыхала их так усердно и часто, что с каждым шагом они становились все прозрачнее и призрачнее; начинала кружиться голова. Маски она не надела даже для вида, все давно поняли, что от них ничего хорошего — только знакомые реже узнают тебя на улице. Мина шла по миру с открытым ртом, пусть в этом мире людей почти и не было. Во всей округе — она да Чапек-сан. Казалось, он пел, и Мина шепотом подсказывала ему слова.
У меня нет золотой середины. «Верно».
Может быть, я родился посреди дня, и на меня все смотрели с грустным выражением лица? Интересно, почему улыбка была напряженной, а— Облака потрескались, и дорога стала еще веселее. Мимо неспешно прокатилась кряхтящая легковушка, и в окнах тут же появились дети: они звали ее и махали ей вслед — так в деревнях раньше встречали проходящие поезда. Мина шла за сухими листьями, словно за лунными камушками, проверяя каждый двор, пока наконец не услышала знакомый из детства писк в одном из мусорных баков. Она представила себе пару вечно голодных монстриков (один — рыженький, другой — серый и полосатый), копошащихся в пластиковых мешках в поисках съестного. Из-за таких вот глазастых пришельцев Амир заворачивал в ткань осколки разбитой в играх посуды: рвал поношенные футболки и завязывал их на десять узлов.
Не успев подойти к мусорке, Мина заледенела на месте, словно насадив пятки на выросшие из асфальта гвозди. Может, стоило все-таки упасть и зажмуриться, притворившись мертвой, только вот она больше думала о сестрином пальто, чем о своей шкуре: земля была мокрая.
Из-за решетки, как раз напротив баков, высунулась большая белая голова и медленно обернулась против ветра.
—
«Я вовсе не дразню тебя, — некстати затараторил Чапек двумя голосами. —
Сейчас я судно, которое может выстоять без какой-либо золотой середины». Не превращайте меня в кита, молодой человек. Мина помолчала, дожидаясь, пока блестящий силуэт исчезнет, и только потом, прижав приемник к носу, точно человеческое лицо, пробормотала:
— Мне показалось. Это был просто солнечный блик. Или ангел.
Положив ладонь на макушку, она долго не двигалась с места, расчесывая слабыми пальцами запутавшиеся волосы.
—
Я сейчас иду по дороге с широко открытыми глазами. Всевидящий, без внутреннего разговора, среднего возраста, «правильный».
Мина вбежала в подземку, задыхаясь, точно резиновая игрушка-пищалка. Человеческие тени скользили мимо колонн, играя с пустотой вестибюля в «резиночку», и исчезали за отключенными турникетами. Повсюду плакаты пестрели заплатками, наклеенными поверх родных картинок или надписей:
ПОЖАЛУЙСТА НОСИТЕ МАСКИ И
ЛИ ПРОТИВОГАЗЫ защитите себя и близких от
неизвестности НЕ
ПРЫГАЙТЕ С КРАЯ ПЛАТФОРМЫ
это затрудняет движение поездов — Время в Америке искусственных людей загадочное. Сейчас трудно защищаться, но мы боремся. А к святыне — утром. Может быть, это выставка цветов ради [неразборчиво]. Середина дня пуста, и ты справа. Люди ехали домой. И все равно вагоны, блестящие после генеральной уборки и холодные, точно стаканы из нержавейки, были наполовину пусты. Так и раньше бывало, когда Мина сбегала с вечеринок за двадцать минут до закрытия переходов. Остановившись испуганным взглядом на своем искалеченном, прямо как в комнате смеха, отражении в темно-сером окне, Мина представила себя в Амириной комнате с гирляндами из «Фикс Прайса».
В этом поезде ночь наступила раньше, чем снаружи. Бледные лампы мигали между остановками, словно отмеряли минуты. Стояли на станциях долго, как если бы машинист на каждой выходил на перекур. Мина выкрутила громкость приемника до минимума: пассажиры поглядывали на нее с опаской, она чувствовала себя юродивой с пластмассовым оракулом на коленях. Вагон укачивало, Мине даже казалось, будто кто-то потрясывает ее за плечи, только спать не хотелось. Таков закон подлости: чем меньше людей в метро, тем медленнее сон идет в руку — потому что отчетливее сознаешь свое неодиночество. Мина кусала губы, злясь на расстояние и радуясь каждому приконченному километру. Закрыв лицо ладонями, она прислушивалась к запаху Амириных волос из своей памяти.
Красная лампочка над дверьми замигала очередной пораженной мишенью…
— Станция «Преображенская площадь».
…и Мина победно улыбнулась, пока никто не видел.
С каждым днем город все меньше походил на самого себя, худел, бледнел и глох. Однако Мина все равно не ожидала застать его еще и поседевшим: пока она путешествовала под землей, прозрачно-голубое небо прошлось по нему снегом.
— Зима началась, — с теплом выдохнула Мина.
Хруст под ногами сбивал с ритма и мешал найти нужное окно в горящей сетке панельных домов: незашторенное, с холодными лампочками-пузырьками и тенью от зеркала на подоконнике. Среди множества ножек-дорожек Мина никак не могла вспомнить свою — она не узнавала ее под пеленкой из снега. Мина вышагивала осторожно, опустив голову, как бы выискивая собственные летние следы. Мина пошатывалась. Блестки свежих снежинок впивались в зрачок тонкими иголочками.
— Земля исчезла, — приговаривала она себе под нос не своим голосом, устав от ряби в глазах. А потом оборачивалась, проверяла асфальтные проплешины от кроссовок на снегу и тут же успокаивалась: — Земля зародилась снова.
Мешало сердце у нее в груди. Пульс прыгал к ребру, и Мина все не могла нащупать его через жесткую материю пальто. Пульс усыплял ее и в то же время грозился потеряться насовсем: она слышала наяву свой ночной кошмар.
Вверху что-то сверкнуло. Мина нехотя выгнула шею: страшно было смотреть.
Гирлянда в окошке несколько раз включилась и выключилась, пытаясь что-то передать ей на азбуке Морзе.
— Ну же, сделай удивленное лицо, — протянула Мина,
переворачиваясь на спину. — Я не узнаю тебя без него.
Амир послушно вскинул брови — так же смешно, как она это запомнила — и снова прижал ее к себе. Мина почесала нос о его потную грудь и спрятала лицо у него за ухом: у его волос был тот же запах, что и у воспоминаний о них.
— Как же тепло у тебя вот здесь.
— Поцелуй меня.
— Знаешь, мне всегда было грустно, когда я делала что-то в последний раз и только потом понимала, что этого больше не повторится.
— Типа когда целовала парня, думая, что у вас все хорошо, а он через пару дней бросал тебя?
— Типа.
— Поцелуй уже меня. Вот так, да. Ну все, теперь проваливай.
Мина как всегда не поняла шутки, и Амир, посмеявшись за двоих, схватил ее под мышки. Мина не очень понимала, смешно ей или скорее больно: под матрасом был только пол, и она ощущала его каждой косточкой. Заметив, что ей неудобно, Амир уложил ее голову себе на плечо.
— Сколько у нас осталось времени?
— Темно уже на улице.
Прикрыв веки, она легонько сжала его свободную руку. На мгновение ей почудилось, что это ее собственная ладонь: захотелось, как в детстве, положить большой палец в рот и прикусить его под ногтем.
— Ну что, cigarettes after sex? — спросил Амир, пародируя британский акцент, и похлопал ее по плечу.
— Только давай возьмем с собой господина Чапека.
Все еще разгоряченные и полураздетые, они вылезли на общий балкон. Тяжеловато-серое из-за сплошных облаков, небо рассыпа́лось на снег. В застоявшейся тишине эхо невидимых уличных шагов поднималось до самых крыш. Приемник посапывал на мокрой табуретке, которая стояла тут для красоты — на ней обычно никто не сидел. Амирины сигареты оказались слишком крепкими для Мины, и после нескольких затяжек ей пришлось взять его под локоть. Сколько раз, задумалась Мина, они курили тут в общей компании или вдвоем, тратя время на то, чтобы не замечать друг друга?
—
«Я совсем не чувствую того же». Взглядом я задаюсь вопросом пристальным и мимолетным. Не давайте мне никаких впечатлений, молодой человек. — Закрой глаза.
Мина поцеловала белый парапет и сразу же прижалась губами к Амириным губам; за каких-то пару секунд снег потеплел, как слюна, и стек по подбородкам. И это было хорошо. Мина враз почувствовала себя выспавшейся, сытой и живой.
— Никогда так не делала. Просто представь, сколько глупостей мы упустили — и ведь только потому, что они называются глупостями!
— Да-да. Например, мы так и не сделали это в…
— Кончай.
От никотина Мина совсем расслабилась, ноги едва держали ее. В носу защипало: так это было несправедливо. Ей хотелось еще постоять на своих двоих.
— Как думаешь, это можно было назвать любовью?
— Наверное, все-таки нет.
— А ведь ты сто раз говорил мне, что любишь меня.
— И сейчас я думаю о том, что надо было делать это чаще.
Выдохнув последний клубок дыма Мине в волосы, Амир крепко обнял ее. С высоты седьмого этажа было видно весь двор; какое-то время они молча следили за тем, как снег затапливает скамейки и детские качели.
— Смотри.
Из-под сугроба вылез силуэт, похожий на человеческий, но явно не из человеческого слепленный: мыльно-белый и как будто переливающийся изнутри, он больше походил на пластиковую фигурку, имитирующую хрусталь. Силуэт не чертыхался и ни у кого не выпрашивал закурить. Лица с языком Мина с Амиром у него не разглядели.
— Интересно, останутся ли у нас голоса..? — тихо спросила Мина.
— Конечно, — ответил ей Амир с добродушной улыбкой. — Твой голос будет у меня в памяти, а мой — у тебя.
Амир вытащил из кармана пальто ручные часы и показал их Мине.
— Включи приемник погромче.
Они ждали, что в эфир пустят белый шум, или таймер, или гимн. Ничего. Только дыхание и глотание, только биение сердца, урчание в животе, шмыганье носом да шорох от почесывания щеки. Мина потянулась на цыпочках и стала быстро шептать Амиру на ухо все подряд, пытаясь уместить сотни неслучившихся фраз в одну.
— Внимание, говорит Москва. Обычно ведь так начинают выступления по радио, когда никто не хочет брать на себя ответственность, да? В общем, московское время — двадцать три пятьдесят семь. Дорогие граждане, мы надеемся, что вы успели сделать, что хотели. Текст официального постановления, который я должен зачитать на случай, если вы вдруг все забыли, слишком длинный, я обойдусь своими словами, ладно? За последний год мы выяснили, что одновременно две гуманоидные расы на Земле жить не смогут. Посему наверху — и где-то там на еще более верхнем верху — между собой решили, что
они останутся, а мы — нет. Только без паники, пожалуйста. Это не геноцид, ну, если вы вдруг все забыли. Просто мы, люди, через пару минут развоплотимся.
Мина приложила два пальца за ухо и ничего не услышала — только чуть-чуть обожглась о собственную кожу. Попробовала сжать Амирину руку — и каждое ее сухожилие, каждый нерв так же ответили ей непривычным теплом. Мина вдруг поняла каждое движение своего тела: как толкается во рту язык, как хлопаются в гортани крылышки голосовых складок, как вместе с легкими туда-сюда качается диафрагма. Поняла — и в один миг потеряла это чувство: что-то внутри нее взорвалось. Когда-то она точно так же забывала утренние сны.
Души разбились на атомы и искрами взлетели в воздух. Тяжеловато-серое от сплошных облаков, небо залилось светом, который уже никого не мог ослепить.
Приятели часто подшучивали над ними: при прощании у них никак не получалось друг от друга отцепиться, и они долго-долго обнимались на пороге. Больше им не нужно было пересиливать себя.
для Е. П.
Обон
Ты ждешь на пустой автобусной остановке, опираясь мягкой от пота ладонью о трость, хотя она тебе уже не нужна. Солнце заходит; в его лучах скамейки снова светятся оранжевым, словно много лет назад. Теперь темнеет рано, а в июне казалось, что ночи всегда будут короткими. Вокруг цветет цикорий: осел на траве, точно роса, и разбросался вдоль дорог. Ты много раз видел эти сиреневые цветы возле дач и у кладбища. Одергиваешь от ключиц воротник выглаженного поло: да, жарко, но вечером ветер будет прохладный. А ты думал, что июльская духота уже не слезет с этого города.
Ты ждешь, зная, что всегда можешь вернуться домой. За твоей спиной стоят три гиганта из рыжего кирпича; твой — посередине, единственный урод в семье: его построили так, что окна угловых квартир заглядывают в чужие балконы. Половину своей жизни ты провел именно там, и ты уверен, что останешься там до конца.
Интересно, она все еще таскает с собой синего утенка? Воображаемо синего: его плюшевое тельце со временем истерлось в ее руках. Научилась ли она плавать, пока они отдыхают на море? Понравится ли ей носить школьную форму в сентябре?
Знает ли она, что далеко-далеко, за двумя океанами, люди в это время запускают в небо бумажные фонарики?
Каждый плевок ветра поднимает песок в воздух; так же зимой на этой остановке взлетает снег. По крайней мере, так тебе помнится: ты редко выходишь из дома, когда знаешь, что можешь упасть. По дороге ползут автобусы — красные колорадские жуки. Ты любишь садиться с ней на тройное сидение рядом с кабиной водителя, чтобы она рассматривала город и спереди, и с боков. Твоим ногам приходится торчать в проходе: какой-то рудимент от вагонов метро, которые здесь, правда, в глаза не видели.
С каждым часом все больше выцветает горизонт. Закатное солнце разбилось на зеркальца и попряталось по уличным фонарям. Небо выжимает розовую кровь из облаков. Кажется, что света почти не осталось, но он везде: в витрине продуктового, в подмигивающих тебе фарах, в окнах вернувшихся с работы заводчан.
Тебе не грустно и не больно. Ты просто хочешь домой.
Ты не знаешь, что в той квартире больше не играют на фортепиано и не смотрят кассеты. Что оттуда давно выкинули офисное кресло, на которое ты уронил раскаленный утюг. Что краска на стенах лоджии уже сморщилась, а кухонные шкафы расстроились и плохо закрываются.
Обернувшись на мгновение, ты замечаешь рядом с собой молодого мужчину. Лицо его нездорово худое, под локтями синяки. Ты не жмешь ему руку: вместо этого вы строите друг другу гримасы.
— Ты давно здесь?
— Я пришел еще раньше тебя, Бельмондо.
— На «мороженое» не дам.
— Я завязал, — грустно ухмыляется он. — Теперь — насовсем.
Сосны над стоянкой дразнят вас своей вечностью, и вы вместе наблюдаете, как они качаются в такт сигнализации из испугавшейся машины. Внизу, под холмом, в последний раз звенят трамваи. Твой друг говорит, что видел, как они там ложатся спать. На остановку подтягивается народ. Ты встречаешь белоснежно-седого дедушку с золотой рыбкой в пластиковом пакете и пожилую женщину в коротком парике. Проходит еще время, и вот тебя уже весело пихает в бок твой родной брат. Вас теперь много, но тебе все еще кажется, что ты здесь совсем один. Может, потому, что вам нечего друг другу сказать.
Интересно, ей все еще нравится история про девочку, которая попала в гости к призракам?
Лес почернел, и в небе расцвели звезды. Над крышами развевается флаг из оранжевого месяца. Обнимаешь себя свободной рукой, но не можешь согреться. Солнцестояние давно прошло, так что рассвета ты можешь и не дождаться. Ты не замечаешь, как вырастают многоэтажки на противоположной стороне улицы и как зарастают кустами ее любимые качели. Отворачиваешься от дороги, чтобы проверить свое окно: в нем бьется желтый свет — словно туда уже залетел китайский фонарик. Тебе видна ее потемневшая макушка: она курит в пластиковом кресле, в котором всегда курил ты. Переняла ли она и твою дурную привычку? Ты выбрасывал окурки в окно, чтобы не выносить пепельницу — боялся, что уронишь ее в мусоропровод.
Твоя жизнь — это вечный август.
Но однажды она напишет такую песню, что тебе больше не придется притворяться мертвым. Ты снова споешь ей свое любимое, про коня, и снова сможешь танцевать, хоть она ни разу и не видела, как ты танцуешь.
Если ты еще немного присмотришься к огоньку в своем окне, ты увидишь, как она машет тебе рукой. Тогда ты сможешь вернуться туда — хотя бы на эти три дня в конце лета.
Вместо ипографа
1Мэриё
В моей груди плавает закатное солнце,
пряча звенящее в ушах биение сердца.
Зайдя в автобус, я сказал тебе: «Ты обратишься в прах и исчезнешь».
Давай представим, что я мог онеметь от своих же слов.
Я бросил свое сердце в звездное море, где цветут бумажные фонари.
Голос мой истлел, и ничего поделать с этим я не могу.
Хотя мне не грустно и не больно,
мне все равно тяжело думать об этом.
На заброшенной автобусной остановке я продолжаю ждать с зонтом в руках,
пусть ноги и привели меня на пыльный уголок ночного неба.
Смотри, как из-за этой боли я каждый день притворяюсь мертвым.
Но если бы я решил умереть по-настоящему, это был бы уже не я, да?
Разве не странно? Я знаю, что умру, но мне так горько.
Рано или поздно я умру, но мне так горько.
Потому смешай мою песню с красками этого мира, в котором ничего не знают про любовь.
Все равно я уже ничего не могу сделать, как бы ни хотел.
Я бросил свое сердце в звездное море, где цветут бумажные фонари.
Голос мой истлел, и можно уже не притворяться мертвым.
И хотя я все делал правильно,
я всегда слышал твой смех вдалеке.
_________________________________________
1n-buna — メリュー
(перевод с японского мой)