Настя Казьмина: Лунник оживающийНовелла третья.Драматический этюд. Триллер, некрореализм, школа, женщина, подростки, сцены (не)мотивированного насилия и жестокости.Музыка: неизвестная песня про гибель подводной лодки «Курск», которую мы пели в школе; «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…», слова ー В. Лебедев-Кумач, музыка ー И. Дунаевский)Посв. Людмиле Разумовской и Илье Масодову
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Акатова Лилия Владимировна, 55 лет, учительница музыки первой категории, методист по музыкальному образованию, дама истеричная, жалкая и скорбящая.
Слава Кравцов, 16 лет, бестолковый, дерзкий, долговязый и костлявый хулиган с длинными женскими ресницами.
Володя Вишневский, 15 лет, мальчик ответственный, серьёзный, лидер по натуре, идёт до конца, голос не повышает.
Юра Алексеев, 15 лет.
Таня Моставенко, 14 лет.
Ученики 8А класса.
Кабинет музыки в общеобразовательной школе на четвёртом этаже. Весна, за окнами солнце и дождь, около трёх часов дня. Кабинет узкий, продолговатый, два ряда парт, с одной стороны ー окна, с другой ー стена. В одном конце класса ー возвышение, небольшая эстрада; в другом ー учительский стол, заваленный нотами и прочим хламом, над столом ー грязная доска, у стены, рядом с дверью — пианино «Красный октябрь».За пианино сидит Лилия Владимировна Акатова, играет. Класс, выстроившись в два ряда в конце кабинета, нестройно поёт. Дети с трудом умещаются на «эстраде», толкаются, мальчики смеются, пристают к девочкам в первом ряду. Акатова, когда особенно шумно в задних рядах, поёт громче, срывая голос, стараясь перекричать (выходит высоко, даже правильно, но как-то не очень приятно слуху).Ученики 8А и Акатова (поют):
С тяжёлой вестью все газеты вышли:Курск затонул, российский Курск на дне.Сто восемнадцать душ, сто восемнадцать жизнейПогребены на сто метровой глубине.Его нашли, удачно так сложилось,Совсем немного времени прошло.Но жёг вопрос: как это всё случилось?И как такое вдруг произошло?Трагедии ужасной в чём причина?На дне лишь искорёженный металл.И знает, знает, но молчит пучина,Как лучшей лодкой быть он перестал.Как лучшей лодкой быть он перестал.И этот день не в переносном смыслеСтал для страны и флота чёрным днёмКурск был вершиной гениальной мысли,И люди были золото на нём.И люди были золото на нём.Звенит звонок. Дети с шумом рассыпаются по классу, собирают вещи.Слава (кричит, наигранно). А! Как же эт мы сегодня без гимна!
Акатова. Ну как, Слава, вот так, не успели…
Слава (выходя из класса, Акатовой, почти на ухо). Ну и хер с ним!
Акатова (высоко, Славе). Вон!
Слава ржёт. Акатова бессильно отмахивается, морщится. Класс пустеет. Несколько секунд учительница сидит, поникнув головой, сгорбившись, у пианино с нотами руках. Затем встаёт, выходит из класса. Пауза. Из-под задней парты выползают Юра Алексеев и Таня Моставенко. Девочка бьёт одноклассника по руке, когда тот пытается поправить задравшуюся юбку.Юра(разводя руками). Пардон, мадам!
Таня. И зачем? Зачем я тебя вообще слушаю…
Юра. Я говорю: подожди, не истери. Ща всё будет.
Раздаётся стук в дверь. Юра и Таня прячутся обратно под парту. Стук повторяется. Пауза. В кабинет заходят Володя Вишневский и Слава Кравцов.Володя. На стрёме постоять не хочешь?
Слава. Чё, прям там?
Володя. Где «там»?
Слава. А где «там»?
Володя. На лестнице, дебил.
Слава. А если она с другой стороны пойдёт?
Володя. Значит, этажом ниже, Славик.
Слава. А на фиг, она ж в столовке ещё…
Володя (подходя к учительскому столу, начинает рыться в бумагах). Всё, понятно, нет вопросов. Смотри в шкафах, быстро и аккуратно.
Слава и Володя обыскивают шкафы и стол.Слава. Нет ни хера!
(Володе) Слышь, меня из-за этой психованной в лагерь могут не отправить, чё я тут делать буду?
Володя. Ищи давай.
Слава. Да не будет никакой аттестации ー дичь какая-то. Ей же вообще насрать всю жизнь было, она права не имеет нам даже четыре ставить, кто её слушает вообще.
Володя (роясь в бумагах). Славик, это РАНО. Они там ёбнулись все. Я у матери спрашивал, они по одному всех вызывать будут. Ты Рахманинова от Шопена отличить сможешь?
Слава. Чё?..
Володя. Ну вот и всё.
Слава. Так а нахера?..
Володя. Новая государственная образовательная политика. Русских композиторов нужно не просто отличать от зарубежных, но ещё знать наизусть, что они там нахуевертили. А то, что мы хернёй страдали все, сколько, 8 лет ー ваще никого не волнует.
Слава. Гонишь.
Володя. Да если бы.
Юра (из-под парты). А вопрос об эмиграции Рахманинова как трактуется новой государственной образовательной политикой?
Володя (срывается, идёт в конец класса). Ах ты пидарас.
Володя хватает Юру за грудки и вытаскивает из-под парты. Видит Таню.Юра. Интересно же.
Володя (Тане). Здравствуй, Таня!
(Юре) Интересно.
Юра. Руки, Вова.
Володя (отпуская его). Ну.
Таня (обречённо). Шопена от Рахманинова я ещё отличить, конечно, смогу…
Володя. Но не больше.
Слава (подходя). Староста, а!
(присаживаясь на корточки перед Таней) Моставенко, вот те и красный аттестат…
Таня. Отвали…
(закрывает лицо руками)Володя (Славе). Иди, эти, шкафы выдвижные проверь.
(Слава уходит) Таня! Раз уж вы здесь ー не хотите помочь?
Юра. С чем? Кто тебе вообще весь этот бред наплёл?
Володя. Мать.
Юра. А мама у нас кто?
Володя. Ведущий специалист.
Юра. Предупреждать надо!
(пауза) Что ищете-то?
Володя. Они для каждого, для каждого, слышишь, индивидуально, составили опросник, список песенок, которые угадать надо, и отправили это всё напрямую. Только в таких штуках, как на экзаменах, что один раз открыть можно.
Юра. Так а нас почему не предупредили?
Таня. И программа подготовки быть должна!
Володя. Должна. И будет. Но зачем время терять?
Юра. Ну а закрывать вы это как собираетесь?
Володя. Это всё в свою очередь. А вот то, что эта дура ничего не заметит…
Юра. А что же ты ничего никому не сказал?
Володя. А вы двое что же здесь делаете?
За дверью раздаётся шум и приглушённые голоса. Дети замолкают. Слава замирает у стола, сжав в руке сложенный лист. Ручка двери опускается, но затем снова поднимается. Слава бежит к Володе в конец класса, прячется с товарищем за соседнюю последнюю парту. В кабинет, натянуто смеясь и кивая кому-то за дверью, заходит Акатова. Закрывает дверь. Стоит, улыбаясь, поправляет волосы, подходит к учительскому столу, бросает на него сумку. Садится за пианино. Сидит какое-то время. Звенит звонок. Акатова начинает играть на пианино. Таня роняет голову на руки.Слава (шёпотом). Ну пиздец.
Акатова (поёт, негромко, нежно):
Широка страна моя родная,Много в ней лесов, полей и рек!Я другой такой страны не знаю,Где так вольно дышит человек.Володя забирает у Славы лист. Разворачивает, на пол падает вложенная старая фотокарточка. Володя поднимает фотографию, рассматривает, переворачивает, читает надпись на обороте. Затем читает то, что написано на листе. Складывает лист, вкладывает в него фотокарточку. Сидит, сосредоточенно о чём-то задумавшись.Акатова (громче, проникновенней):От Москвы до самых до окраин,С южных гор до северных морейЧеловек проходит, как хозяинНеобъятной Родины своей.Всюду жизнь и вольно, и широко,Точно Волга полная, течет.(громче)Молодым — везде у нас дорога,Старикам — везде у нас почет.(срываясь, истерично, чуть не плача)Широка страна моя родная,Много в ней лесов, полей и рек!Я другой такой страны не знаю,Где так вольно дышит человек.Завершив последнюю строку, Акатова со всей силы бьёт по клавишам и падает на них, скрестив руки. Сидит, осев и уронив голову на ладони, несколько секунд. Володя кладёт сложенную бумагу во внутренний карман пиджака и осторожно поднимается. Встаёт в проходе между последним партами. Юра спокойно наблюдает за ним, Таня и Слава — уставились, как на суицидника перед прыжком.Володя. Результаты анализов неутешительные. (
Акатова резко поднимает голову) Да и диагноз, мягко говоря, (
Володя медленно идёт к Акатовой) — не внушает надежды. (
останавливаясь у первой парты, опирается на неё вытянутой правой рукой) Как же так, Лилия Владимировна?
Акатова. О чём ты, Володя?.. И почему ты не на уроке?..
Володя. А мы и не знали (
садится за первую парту), что всё так.
Акатова. Что случилось, Володенька?..
Володя. Мы хотели извиниться. Да всё чё-то не знали, как..
(поворачивая голову) Да, Слава?
(Славу за партой передёргивает) Ну иди сюда, не убьют же тебя!
Слава встаёт и идёт к Володе. Акатова с испугом наблюдает за ним. Таня поворачивается к Юре, смотрит вопросительно. Юра улыбается ей в ответ и прикладывает палец к губам. Слава садится за вторую парту, по диагонали от Володи.Володя. Вы, Лилия Владимировна, с мамой живёте?
Акатова. А откуда ты знаешь, Володя?..
Слава (смеясь). Пф, ну а с кем ещё?..
Володя (
перебивая Славу). Вы не думайте, что если мы как идиоты себя ведём, так мы ничё и не понимаем. Это вообще не так. Просто мы…агрессивные! И так вот реагируем. На слабость.
Слава (поддакивая). Сволочи.
Володя (Славе). Да.
(Акатовой) На вашу слабость, Лилия Владимировна.
Акатова. Володенька…я совсем тебя не понимаю…
Володя. Да я всё так извиниться пытаюсь! За нас, за всех, за поведение наше тупое…
Акатова. Ой, Володя, вы же дети!..
Володя. Ну накипело у меня. И вам вот решил сказать: чё вы это всё нам позволяете? Тут не в крике вашем ведь дело, мы только и ждём, чтоб вы сорвались и орать начали. Они ж только этого и хотят. Так что вы это даёте!
(пауза) Мы же уважать вас должны. Бояться. Вас, а не Наталью Сергеевну, Инну Валерьевну и кого вы там ещё приведёте с нами разбираться.
Акатова. Володя! Зачем же бояться?..
Володя. Ну вот у вас как было? Да так же ведь.
Акатова. Ой, у нас, Володя, было совсем по-другому…
(встаёт, подходит к столу, вздыхает) И не нужно было бояться учителя, чтобы его уважать. Никому даже в голову это не приходило!
(пауза) А с вами…а с вами я уже не знаю, что делать.
Володя. Ну то есть жёстко, очевидно, не ваш вариант, так?
Акатова. Очевидно!
Володя. Оно и видно…что же тогда делать?
Акатова (садится за учительский стол). Я не знаю, Володя. Спасибо тебе за совет, за поддержку, ты ведь мальчик хороший, я это знаю, и Слава хороший, это всё ваш интернет, ваша эта музыка… Оно, может, всё и не так плохо, да: но вы другие. Не понимаю я вас. Насилие, давление вот это вот ー нет, не могу я так. Каждый раз, когда голос на вас повышаю, думаю: «Как же так!» А с вами, выходит, по-другому-то и нельзя! Знаю! Ну это вот от непонимания, от нежелания от вашего пойти навстречу, раскрыться, обнажиться как-то. В вас же нет сочувствия, доверия. Не от того, что вы плохие, а потому что вам просто-напросто страшно!
Володя. Страшно!
(смотрит на Славу) Страшно, вы правы!
Слава (серьёзно). Трусы.
Акатова. А сколько несправедливости, сколько насилия, сколько лжи, сколько страха вам ещё предстоит! Вы бы знали!
(пауза, тихо) Лучше уж вы меня добьёте. Мне уж терять скоро будет совсем нечего.
Володя. Да что вы говорите, Лилия Владимировна! Мы ж не каменные, ничего! Мне 15 лет, я уже, знаете, не мальчик. Я не знаю, что у вас там было в 15…
Акатова. Ой, Володенька…
Володя. А я, может, любил. Может, даже и сейчас люблю.
(Слава удивлённо смотрит на Володю) Может, мне одиноко. Может, я дальше, как жить, не знаю. Может, я переживаю уже, что стоящего ничего не сделал. Ничего хорошего и ничего достойного.
Акатова. Володя, ты чего! Это только так кажется, всё будет, всё ещё…
Володя. Ещё и аттестации эти идиотские, вы слышали? Как-будто только этого не хватало! Ну, оно всегда так: если уж плохо, то всё, да?
Акатова. Ну не всё же…
Володя. Ну, наваливается всё сразу.
Слава (нарочито, значительно). Да, беда не приходит одна…
(Володя смиряет товарища взглядом)Володя. Я бы при классе, честно…этого не сказал бы. Сами понимаете. Вот разве что перед Славой. Потому что я ему доверяю, и потому что он меня поймёт. Я восхищаюсь вашим терпением. Серьёзно. Видно, что вы очень, простите, несчастная и одинокая, но вы не сдаётесь! Несмотря ни на что!
(Акатова опускает взгляд на стол, сидит так, не поднимая глаз) Это вообще-то достойно уважения. Само по себе.
(пауза) Детей же у вас своих нет?
Акатова (машинально, ровно). Нет.
Володя. А с мамой живёте, потому что она болеет? Давно?
Акатова. Давно.
Володя. Жаль мне вас…немного. А так ー я поражаюсь, честно, такая выдержка…
Акатова (перебивая, так же ровно, не поднимая глаз) А откуда ты, Володя, узнал про мою мать?..
Володя. Я сам до…
Слава(перебивая). Так это все знают!
(Володя смотрит на Славу, тот осекается) Ну, в смысле, эти, учителя, говорили, мы это, случайно, чё-то там, услышали, вы извините…
Пауза.Акатова (тихо). Какое вам, поганцам, дело?..
Юра (Тане, улыбаясь, на ушко). Вот и всё…
Володя. Вы в молодости наверняка была очень красивая. Почему же вы остались одна?..
Акатова(оживляясь, поднимает глаза на Володю). Почему?.. Хороший вопрос, Володя. Почему это всё происходит со мной? Чем я это заслужила?
(пауза, скорее себе, чем мальчикам) Может, тем, что упорно трудилась? Что прилежно училась? Что помогала каждому, кто нуждался в помощи? Или тем, что была честной? Открытой. Не терпела лжи, лести, несправедливости, жестокости, подлости. Прощала, уступала, терпела, отпускала. Ставила счастье коллектива выше своего собственного.
(вздыхает) А потом оказалась здесь. И всё это несделанное, несказанное, сокрытое, чтобы никому не сделать не дай Бог больно или обидеть, ー вот здесь
(прикладывает ладонь к сердцу). Похоронено. Спрессовано как будто. И гниёт.
(смотрит на Володю) Ради этого всё?..
(улыбаясь) Вам эти, билеты нужны? Опросники? Да? Так я дам! Дам, конечно!
(Юра в шоке, выглядывает из-за парты, Таня одёргивает его, сажает обратно) Музыка! Да зачем она вам! Всё равно же не слушали меня никогда… Думаете, ничего не вижу, не знаю?.. Даже Моставенко: «Поставьте Танечке пять в аттестат, Лиличка, ну она же поёт, она же отличница, школе нужны медалисты…» Эти мучения все, оценки эти, школа эта, если уж и раньше, оказывается, смысла и не было никакого, то что сейчас! Вы ж ещё намучаетесь, ох как наму…
Раздаётся стук в дверь.Голос. Лилия Владимировна!
Акатова. Да?!
Голос. Срочно, Лилия Владимировна! К телефону!
Акатова на секунду замирает, глядя в противоположную стенку кабинета. Встаёт и выходит из класса. Пауза.Слава (Володе, осторожно). Чё это сейчас было?..
Володя. Я, блядь, откуда знаю? А ты, дебил, молчал бы…
(пауза) Нет, ну главное, она согласилась. Так что всё в порядке…
(оборачивается, видит Юру ー тот встаёт и облокачивается руками на парту) Ну? Чё ты теперь скажешь? Интересно было? Понравилось?
Таня (из-под парты). Я схожу с ума. Юра, ты зачем меня привёл?
(вставая) Юра, ты откуда знал?
Володя. Чёй-то он там знал?
Таня (Юре, чуть ли не на ухо). Алексеев!
Пауза.Юра. Мудак ты, Володя.
Слава. Ни хера себе!
Володя. Так. И что?
Юра. Да ничего. Я бы на её месте…зубами тебя о клавиши приложил. И крышкой от фоно по пальцам и по шее пару раз ёбнул…
Слава(вставая). Юрок, а ты ничё не напутал…
Володя (перебивая Славу) Да уймись.
(улыбаясь, встаёт) Юра. Так ты иди, попробуй. Давай! Я здесь. А то что за пустые угрозы…
Пауза.Юра(улыбаясь). Ты подожди.
Володя. Что «подожди»? Чего «ждать»?
Пауза.Слава. Так мы это, пока ждём, чё вы тут делаете, рассказать не желаете, а?
Пауза.Таня. Он извращенец просто!
Слава. А, ну тогда понимаю.
Юра. Подслушал вас просто в толчке, пришёл посмотреть, что будет. Вот и всё.
Володя. И Таню за собой прихватил.
Юра. Да.
Таня. Он псих просто, я серьёзно. Я…
(Юре) Юр, я реально не знаю, чего ты добивался, не понимаю, что ты мне тут хотел показать…
Володя. Ты чё там придумал себе, товарищ сатанист? Всё время забываю, что ты с ебанцой, прости, брат.
Юра. Никакой я тебе…во-первых, не товарищ. И уж тем более не брат.
Володя. Ну ладно, ладно.
Юра. Всё это мерзко, глупо, низко, жалко…
Володя. Таня, что с ним?..
Слава. Да походу, всё…
Дверь кабинета открывается. В кабинет молча заходит Акатова. На детей она не смотрит. А если и смотрит, то сквозь. На лице ー отсутствие какого-либо выражения. Закрывает дверь на ключ. Садится за учительский стол. Пауза. Слава и Володя замирают, глядя на неё. Юра берёт Таню и тащит с собой за парту.Таня (шёпотом). Она же нас видела!
Юра. Тихо!.. На глаза её посмотри…
(Таня поворачивается и осторожно выглядывает из-за парты) Только осторожно…
Таня (садясь обратно). Боже…
(закрывает рот руками)Володя. Лилия Владимировна!..
(Акатова поднимает стеклянные, мутные глаза на Володю) Что…
Пауза. Володя с ужасом в глазах смотрит на учительницу, не в силах оторвать взгляд.Акатова. Всё, Володя. Всё. Нет мамы.
(пауза) Нет. А значит. Никто теперь. Ничего. Не скажет. Не скажет. «Ах ты, Лилька, бестолковая девчонка! Ах ты, Лилька, бестолковая девчонка!»
(повторяя, как мантру, подходит к стоящему у первой парты Володе; останавливается, улыбаясь) Не скажет!
Акатова резко хватает Володю за загривок, тащит к пианино и с силой бьёт мальчика зубами о клавиши. Учительница захлопывает крышку инструмента так, что она попадает Володе по шее, ー повторяет процедуру несколько раз, пока не раздаётся хруст позвоночника. Юра зажимает Тане рот. Акатова кидается к Славе, который только и успевает, что открыть рот и встать в позу сдающегося, раскинув руки и продемонстрировав внутреннюю сторону ладоней. Лилия Владимировна роняет Славу в проход между партами и бьёт стулом по голове. Останавливается, когда Слава перестаёт двигаться, то есть довольно скоро. Пауза.Какое-то время Акатова неподвижно стоит в проходе над телом Славы и смотрит сквозь стену, в одну ей известную даль. Затем ставит стул и подходит к телу Володи. Вытаскивает сложенный листок из внутреннего кармана его, тела, пиджака. Садится за стол. Откладывает заложенную фотокарточку, разворачивает листок, заляпанный кровью.Акатова. Результаты анализов.
(пауза) И правда ー неутешительные.
(мнёт листок, кидает в мусорку у входной двери и берёт в руки фотографию) Мне четырнадцать здесь, почти пятнадцать. Как вам…
(кричит, в конец класса) Юра, Таня, идите, взгляните!
(ответа нет) Сразу перед тем, как в комсомол приняли, сфотографировали, вот так…
(улыбается, откладывает фотографию, берёт свою сумку, достаёт оттуда папку, кладёт на стол, кричит детям) Я опросники на столе оставляю! Они тут на каждого. Берите, ребята… А я пойду.
(встаёт, берёт сумку) Нечего мне больше здесь делать. Ключи на столе!
(достаёт ключи, кладёт на папку) Дверь просто закроете и в учительскую отнесёте, хорошо, Таня?.. Ну, хорошо… Всего вам доброго, ребята!
(открывает дверь, останавливается, кричит) Главное ー будьте счастливы! И ничего не бойтесь! Лучшее ー оно ведь впереди!
(нервно, громко, неестественно смеётся и уходит)Пауза. Юра поворачивается к побледневшей Тане. Она в оцепенении, в шоке, смотрит перед собой невидящими глаза, обхватив колени.Юра. Надо было отозваться. А то чувствую себя трусом теперь.
(выглядывает в проход, морщится, поворачивается обратно, смотрит на Таню)Таня. Откуда ты…
Юра. Со всеми учителями рано или поздно это происходит. Так-то вообще со всеми может — стоит только лишить человека последнего, что удерживает его от…
(пауза) Думаю, спор наш я выиграл. Так?
(Таня медленно поворачивает голову к нему) Ну. Будем считать, что да. Если ты не против.
Звенит звонок. Юра крепко целует Таню. Не отпускает её, пока звонок не прозвенит до конца.