Пабло Неруда: Шпороцветник шлемниковидныйWALKING AROUNDТак случилось: я устал быть человеком.
Я захожу в магазины модной одежды, в ночные клубы,
скорбный, непроницаемый, словно фетровый лебедь,
медленно плывущий по водам рожденья и смерти.
Я готов рыдать от запаха парикмахерской.
Я хочу заснуть — всё равно, под камнями или под ватой.
Меня тошнит от садов, от магазинов,
от новых вещей, от лифтов, от зрелищ.
Так случилось: мне надоели мои ногти и волосы,
мои ступни, моя тень.
так случилось, я устал быть человеком.
Надо признаться, это так упоительно —
взять и напугать адвоката срезанной лилией
или прихлопнуть монашку ударом в ухо.
Это так замечательно —
расхаживать по улицам с зелёным ножом
и орать во всю глотку, умирая от холода.
Я совсем не хочу быть корнем в потёмках,
тощим, нерешительным, вздрагивающим во сне,
уныло ползущим сквозь мокрую глину,
впитывающим и размышляющим, жадным до пищи.
Меня доконали мои неудачи.
Мне надоело жить среди корней и могил,
всегда под землёй, в душном погребе с мертвецами,
окоченевшим, умирающим от тоски.
И вот понедельник пылает, как лужа бензина,
когда я иду на прогулку своей арестантской походкой;
он взвизгивает на ходу, как проколотое колесо,
и оставляет в ночи свой кровавый след.
Он загоняет меня в углы, в сырые квартиры,
в больницы, где прямо из окон торчат чьи-то кости,
в сапожные мастерские, пропахшие уксусом,
в гнусные щели улиц, забитые мусором.
Вот птицы жёлтого цвета, и мерзкая требуха
развешена на подъездах ненавистных домов,
вот вставная челюсть, забытая в кафетерии,
вот зеркала, что не могут не плакать от стыда и от страха,
и повсюду — зонты, пуповина, ядовитая злоба.
Я гуляю, спокойный, у меня есть глаза и ботинки,
у меня есть ненависть и забвение;
я прохожу сквозь конторы, сквозь врачебные кабинеты,
сквозь дворы, в которых сохнет бельё на верёвках:
полотенца, кальсоны, рубашки, с которых стекают
долгие мутные слёзы.
Я ОБЪЯСНЯЮВы спросите меня: И где сирень?
Где метафизика, усыпанная маками?
Где дождь, выстукивающий
слово за́ словом,
их наполняя иглами
и птицами?
Я расскажу вам всё, как было.
Я жил в одном квартале
в Мадриде, с колоколами,
c часами и деревьями.
Оттуда можно было видеть
сухое лицо Кастилии,
похожее на океан из кожи.
Мой дом назывался
домом цветов, потому что повсюду
стояли герани: это был
прекрасный дом
с собаками и ребятишками.
Рауль, ты помнишь?
Ты помнишь, Рафаэль?
Федерико, ты помнишь
там, под землёй,
ты помнишь этот дом с балконами, в котором
июньский свет переполнял твои уста цветами?
Мой брат, мой брат!
Всё наполнялось
голосами — торговые лавки,
горы свежеиспечённого хлеба,
рынки в моём квартале в Аргуэльесе,
памятник — белая чернильница среди мерлуз:
ложки с оливковым маслом,
ритм рук и ног
был слышен на улицах,
метры, литры, острая
эссенция жизни,
рыбные лавки,
черепица на крышах с холодным солнцем,
в ней застревают стрелы,
безумный тонкий мрамор картофеля
и томаты до самого моря.
И однажды утром всё запылало,
и однажды утром все очаги
выплеснулись на землю,
всё пожирая,
и повсюду огонь,
прах повсюду,
повсюду кровь.
Бандиты с самолётами и маврами,
бандиты с кольцами и герцогинями,
бандиты под благословение чёрных братьев
пришли по небу убивать детей,
и по улицам кровь детей
текла просто, как кровь детей.
Шакалы, от которых отвернётся шакал,
камни, которые выплюнет чертополох,
гадюки, которых возненавидят гадюки!
И я видел, как перед вами кровь
Испании поднималась, чтобы
утопить вас в одной волне
гордости и ножей!
ПАСТОРАЛЬКопируя вершины, реки, тучи,
я вынул из кармана карандаш,
отметил поднимавшуюся птицу
и паука, плетущего свой шёлк,
со мною не случалось ничего,
я был как воздух, под открытым небом
росла пшеница, мой полёт смещался
от лёгкого дрожания листа,
от взгляда рыбы из глубин недвижных
озёрных вод, от статуй облаков,
от дождевой таблицы умножения.
И ни о чём подумать я не мог,
лишь об одной прозрачной песне лета,
история сидит в своей телеге,
разглядывает саван и медали,
а я способен ощущать лишь реки,
чтобы с весной побыть наедине.
Пастух, пастух,
тебя там заждались!
Я знаю, знаю, но сижу на берегу
и слушаю, как здесь трещат цикады;
пусть подождут они, себя я тоже
немного подожду, ведь я хочу
узнать, как мне живётся этим летом;
когда я повстречаюсь сам с собой,
я рассмеюсь и тотчас же засну.
СНЫ ПОЕЗДОВСпят беззащитно поезда
на станции, глубокой ночью,
совсем одни, без паровозов.
Я колебался на рассвете:
пошёл разыскивать секреты,
забытые в вагонах вещи
и мёртвый запах путешествий;
и я сидел в пустом вагоне
среди давно ушедших тел.
А в плотном воздухе висели
обрывки прежних разговоров
и чьих-то разочарований.
Потерянные души были
похожи на ключи, когда-то
уроненные под сиденья.
Все пассажиры Южной ветки
с запасом саженцев и куриц
должно быть умерли давно,
потом сюда вернулись с плачем,
чтобы ходить внутри вагонов
с пылающим огнём гвоздик:
я тоже еду вместе с ними,
здесь всё сопит, шипит и дышит,
состав стоит на мокрых рельсах,
мир движется в его глубинах,
и я, уснувший пассажир,
вдруг неожиданно проснулся.
Тут этот поезд вдруг поехал
внутри меня, как будто в детстве,
пересекая все границы,
под перестук колёс на стыках,
сквозь белый утренний туман,
навстречу радостному лету.
И тронулись все поезда,
а их балластные вагоны
боль заполняла, словно щебень,
и этот неподвижный поезд
куда-то мчался ранним утром,
постукивая на костях.
Я в нём сидел совсем один,
но я был не один, я ехал
среди таких же одиночеств,
они стояли на платформе
и ждали, что мы все поедем
куда-нибудь, куда-нибудь —
я был похож на мёртвый дым
среди бесчисленных созданий,
среди чудовищных смертей,
я потерялся, заблудился
в своей поездке, где ничто
не двигалось и не стучало —
одно измученное сердце.
ЭГОИСТНет никого в саду, и все на месте:
зима с её зелёной чернотой,
день, словно белый молчаливый призрак
в холодных ризах, медленно идущий
по узкой лестнице. Приходит час,
когда никто не ходит по гостям,
и только капли зимнего дождя
висят на тонких обнажённых ветках,
а мы с тобой в краю уединенья
непобедимо, одиноко ждём,
что не придёт никто, не улыбнётся,
награду не вручит и ничего
не станет предлагать.
Приходит час
упавших листьев, измельчённых, ветхих,
собой покрывших землю: всё, что было
и всё, что не было, вернётся в глубину,
лишившись зелени и позолоты,
и прорастёт корнями, чтобы вновь,
на части распадаясь и рождаясь,
подняться из земли весне навстречу.
Потерянное сердце! Этот сан
я принял сам, и вместе с ним обрёл
надежду благородных превращений!
И нет вины ни в том, что я бежал,
ни в том, что я обратно возвратился.
Несчастье остаётся неизбывным,
а счастье делается только горше,
когда его целуешь каждый день,
и нет пути к свободе, кроме смерти.
Что делать, если выбрала звезда
меня — быть молнией, и если каждый шип
меня пронзает болью за других?
Что делать, если каждое движенье
моей руки встречает эту розу?
Просить ли мне прощенья у зимы,
далёкой и почти недостижимой,
за то, что я хотел замёрзнуть так,
чтобы никто не пострадал от счастья?
Блуждая по дорогам
далёкой Франции, в туманных номерах,
я возвратился к собственным пределам —
в свой одинокий сад, к своей общине,
и день, неотличимый от других,
спустился по невидимым ступеням
в одеждах нестерпимой чистоты
туда, где пахнет сыростью и прелью,
готовностью уйти и возвратиться:
и этот запах бередит мне раны,
а я им надышаться не могу.
ВРЕМЯДень состоит из многих дней, минуты
растягивают час, часы стоят,
металлы, стёкла — всё покрыто пылью,
предчувствия, костюмы в гардеробе,
заботы, неотправленные письма.
День — это пруд в невидимом лесу,
в нём слышен шум листвы и разговоров,
но звуки падают в немую воду,
как камешки, упавшие с небес.
И рыжий лис на тёмном берегу
оставил золотистые следы,
как маленький воинственный король:
день собирает шорохи, осколки,
оброненные вещи, а потом
швыряет их в огонь, и в темноте
сверкает пламя прожитого дня
и умирает по приказу ночи.
ЗИМНИЙ САДПришла зима. И медленные листья,
одетые в молчание и злато,
диктуют мне блистательные строки.
Я — снежная тетрадь,
широкая ладонь или поляна,
застывшая округа,
безмолвное угодье зимней стужи.
Огромный мир шумел своей листвою,
пшеничные созвездья полыхали
в ночи, как алые цветы ожогов,
затем настала осень, и вино
свои на небе начертало знаки:
всё кануло, движенье небосвода
перевернуло чашу лета,
и кочевые облака померкли.
Я буду ждать на траурном балконе,
среди плющей, как бы в далёком детстве,
когда земля свои расправит крылья
над обезлюдевшей моей любовью.
Я знал, что розе суждено упасть,
что нежность персика недолговечна,
но возродится косточка его:
я охмелел, пригубив эту чашу,
и море стало мне мрачнее ночи,
когда румянец обратился в пепел.
Земля лежит сегодня
в спокойном сне, забыв свои вопросы,
расправив шкуру своего молчанья.
Я возвращаюсь к жизни,
завёрнутый в холодный плащ дождя,
в далёкий смутный гул колоколов:
я задолжал безжизненной земле
моих ростков свободу.