Даниил Нечвеев-Золотухин: Чернушка дамасская ДВОЮРОДНЫЙ ДЯДЯ ИЗ БИРОБИДЖАНАПьесаДействующие лица
- Афанасий Арсеньевич – покойник, 77 лет.
- Клавдия Ильинична – троюродная сестра Афанасия Арсеньевича, 81 год.
- Виталий – двоюродный внук, студент-филолог, 22 года.
- Зинаида – двоюродная сестра Виталия, фотограф, скрипачка, 27 лет.
- Костя – внук Клавдии Ильиничны, школьник, 9 лет.
- Валерий Максимович – крестник Афанасия Арсеньевича, дядя Виталия, предприниматель, 47 лет.
- Любовь Андреевна – мать Виталия, 51 год.
- Виктор – сын Афанасия Арсеньевича, 56 лет.
- Заура – владелица кафе.
- Дмитрий – водитель автобуса.
- Четыре могильщика – Иван, Василий, Марк, Пётр.
- Другие родственники и друзья покойника, персонал кафе, мужчины, принёсшие пустой гроб.
ЯВЛЕНИЕ 1Тысяча девятьсот девяносто девятый год. Сибирская провинция, осень. Дорога в поле. Утро. Из-за лесополосы появляется городской автобус. Проехав до середины поля, он застревает, долго буксует. Выходят мужчины, начинают толкать автобус. Водитель высовывается из своего окошка, руководит процессом. Четыре могильщика стоят в стороне.Дмитрий: Давай!
Мужчины толкают. Автобус буксует. Летит грязь.
Дмитрий: Пауза! (оборачивается в салон) Женщин попрошу выйти.
Все женщины выходят из автобуса. Среди них мелькает маленький Костя. Он занимается своим делом: слоняется, рвёт траву, тыкает палкой лужи, бормоча про себя «Смерть не смерть, не смерть, смерть не смерть, смерть не смерть, смерть не смерть, смерть смерть смерть смерть смерть! Не не не не не не не не не не не…». Костя периодически уворачивается от заботливых родственниц и с детской серьёзностью помогает толкать автобус.Дмитрий: Давай!
Мужчины во главе с Виктором: И — взялись, и — раз, и —…
Дмитрий: И еще разочек!
Родственник (обращается к могильщикам): Мужики, а вы чо стоите-то?
Марк: Мы в форс-мажорах не участвуем. По договору: мы гроб в автобус внесли, потом вынесли, могилку откопали, гробик положили, прикопали…
Родственник: Так чей автобус-то, вашей же фирмы.
Могильщик Марк: Вот пусть водитель и…
Дмитрий: Так, алло. Марк, мужики, вы тут базар пока разводите, солнце сядет уже. Вы в темноте копать хотите?
Могильщик Иван: Кто доплачивать будет?
Родственник: У вас оплата почасовая.
Валерий Максимович молча подходит к могильщикам, достаёт из кошелька деньги. Марк убирает их в карман. Трое из могильщиков присоединяются к остальным мужчинам. Пётр остаётся в стороне. Попытки вытащить автобус затихают. Мужчины расходятся, кто — курить, кто — в автобус, кто — писать. Из автобуса выходит Дмитрий. Он внимательно изучает колесо и углубление под ним. К нему подходит Валерий Максимович.Валерий Максимович: Можно доску попробовать.
Дмитрий: Где-то была у меня доска, да.
Дмитрий исчезает в автобусе, возвращается с доской, подкладывает ее под колесо и вновь залезает в кабину. К автобусу возвращаются мужчины, начинают толкать, доска переламывается.Дмитрий: Всё, короче, вызывайте эвакуатор.
Родственник: Так сколько он сюда ехать будет? Где мы вообще?
Валерий Максимович уходит в сторону и звонит по телефону.
Дмитрий: Варианты?
Другой родственник: Да мы только километров тридцать от города-то отъехали…
Родственник: Давайте ещё толкнём.
Марк: Дождик этот ещё, бл, моросит.
Могильщик Василий: Толкали уже.
Иван: Всё, нахер, перекур.
Пётр: Тут километров десять осталось до кладбища. Можно пешком дойти.
Василий: Десять километров гроб тащить? Петро, ты чо?
Любовь Андреевна: До кафе, где мы поминки заказали, меньше, значит.
Пётр: Какое кафе?
Любовь Андреевна: «Порт-Артур».
Марк: Так там и тачку найти можно будет!
Поднимается неразборчивый спор. Кто-то решает отправиться в город, кто-то открывает заднюю дверь автобуса, чтобы вытащить гроб. Кто-то звонит по телефону. Виталий и Костя помогают выбраться из автобуса Клавдии Ильиничне. Наконец через суету и шум собравшиеся разделились на две группы. Одни ждут в автобусе эвакуатор. Другие нестройным караваном отправляются в сторону «Порт-Артура», а оттуда на кладбище.Виктор: Клавдия Ильинична, Маргарита Николаевна, Маша, вы остаётесь в автобусе и ждёте эвакуатор. Я позвонил, он приедет в течение получаса, ну самое большое — час…
Родственник: Эй, а, может, ещё раз толкнём? Мы в своё время впятером БТР из грязи выталкивали …
Другой родственник: Ну, Афанасий Арсеньич, затейник...
Василий: Петро, у тебя сигареты остались?
Родственница: Куда ты, балда, в такую слякоть на каблуках? Ты вообще куда так нарядилась-то? На свадьбу, что ли?
Виктор: И ты, Андрюха, останься с женщинами.
Родственница: Не дай бог что…
Пётр: Да в деревне купим.
Родственник: Иди переоденься, пока не пошли.
Марк: Ровней держи, ёб…
Любовь Андреевна: Тебе же завтра в университет, Виталя, сыночек…
Иван: Да у меня ещё остались.
Родственница: Ладно, я пока вздремну в автобусе.
Другая родственница: А свечи, свечи-то не забыли взять?
Родственник: Угораздило же в такую погоду помереть…
Родственница: Вон там хутор был.
Виктор: Я ещё помню, мы по этой дороге на велосипедах до города.
Другая родственница: Может, до магазина пока сходим?
Виталий: Осторожнее, тут осторожнее…
Валерий Максимович: Клавдия Ильинична, вы-то куда?
Иван: Щас, погоди, я перехвачу.
Другой родственник: Я с собой бананы взял.
Виктор: Вон через то поле, да.
Костя: Баба, баба, смотри, коршун летит.
Родственница: Вон за тем деревом церковь стояла.
Дмитрий: А мне что делать, а?
Клавдия Ильинична: Ну, робята, в путь!
Кто-то: Это ворона.
Вереница людей, идущих за гробом, растягивается на несколько десятков метров. Идти трудно. Приходится огибать лужи и с трудом вытаскивать ноги из грязи. При очередном маневре один из могильщиков поскальзывается, гроб выпадает из мужских рук, падает и раскалывается.ЯВЛЕНИЕ 2Кафе «Порт-Артур». Длинный накрытый стол с множеством пустых тарелок. Занято около трети мест. Заура руководит подачей еды. Любовь Андреевна и Виктор ищут, куда лучше поставить портрет покойника. Входит группа родственников.Родственник: Неправильно поминать раньше положенного.
Другой родственник: Ну, не хоронить же в неисправном гробу.
Родственник: Там могильщики по деревне доски собирают, чтоб дыру залатать. Говорят, через пару часов готово будет.
Валерий Максимович: Не надо ничего латать. К вечеру новый гроб из города привезут.
Другой родственник: Ну, вот, а нам что, всё это время голодными горевать? Правильно говорю?
Виктор: Не надо другого гроба.
Валерий Максимович: Так я уже заказал.
Любовь Андреевна: Отменяй, Валерочка, отменяй, не надо…
Валерий Максимович: Так мы что, Афанасия Арсеньевича в разбитом гробу хоронить будем?
В мокрой куртке входит Марк.Марк: Хозяйка, у тебя вот такие гвозди есть? И вот такие шурупы.
Марк показывает гвозди и шурупы. Заура, не отвлекаясь от тарелок, махает в сторону двери. Марк: Понял.
Марк исчезает в служебном помещении.Родственник: Давайте поедим сначала. Потом думать будем. Всё равно ждём.
Другой родственник: А кутья где?
На стол ставят кутью. Все рассаживаются по местам. Пауза. Виктор: Тост сказать надо…
Валерий Максимович: Дорогие… Дорогие родственники! К сожалению, мы редко виделись с Афанасием Арсеньевичем… Но с ним связаны главные события моей жизни. Мама говорила, что, когда я родился, Афанасий Арсеньевич радовался чуть ли не больше, чем сама она. Светился весь. Говорил, богатырём вырасту. Ну, сами видите. Я помню, как он крестил меня. Мне лет девять было. В церкви темно. Раннее утро. Свечей мало. Зима была, кажется. Или поздняя осень. На мне рубашка белая. На плечах большие такие, вот такие, руки. Он меня к себе прижимает, а я стою и чуть не плачу. Я хоть и сам креститься просился, а от песней этих церковных мурашки. Не могу. Маму за рукав тяну… А он руки мои вот берёт, сжимает, наклоняется, целует меня в макушку и что-то на ухо шепчет. Эх, вспомнить бы, что он тогда сказал. Так спокойно вдруг стало! И до сих пор к этому покою возвращаюсь, а слова вспоминить не могу… А на свадьбе у дяди Гриши, у отца Кольки Жировина, гуляли. Ну, дядя Гриша, тот, который в Хабаровске директор мясокомбината. Ну, усы у него ещё были вот такие. Как у Максима Горького.
Из служебного помещения выходит Марк, осторожно прикрывает за собой дверь, останавливается и внимательно слушает. Ну, так вот. Афанасий Арсеньевич прилетает из Новосибирска, и сразу из аэропорта в ресторан. Сидят все, общаются, но тихо как-то, устало, что ли. Только тётя Даша, жена дяди Гриши, в соседнем зале в караоке поёт. Тут дверь так тихонько, тихонько открывается. Афанасий Арсеньевич проходит так меж рядочков, наливает себе водочки, поднимает рюмочку и говорит: «Гриша, дружище, у тебя всё есть. Какую вещь ни подари, всё у мясного магната есть. Поэтому я без подарка, зато с друзьями», выпивает один рюмочку, ещё наливает и кричит: «Армен!». Тут двери с трёх сторон распахиваются, и цыгане, цыгане… Штук тридцать цыган с гитарами! Юбками машут, шляпы снимают, поют, танцуют. Дядя Гриша — счастливый, Афанасия Арсеньевича целует, благодарит и говорит: «Как в детстве, как в детстве!», и сам в пляс с цыганками. Шумел тогда весь Хабаровск дня три. Такой юбилей был, конечно… А последний раз с Афанасием Арсеньевича виделись мы года четыре назад, я тогда проездом в командировке был… Да, в общем, ладно. Давайте выпьем наконец. Умел, в общем, умел Афанасий Арсеньевич жить.
Все выпивают. Родственник протягивает рюмку Марку. Тот, заслушавшись, принимает рюмку, закусывает и уходит. Другой родственник: А что ты ему рюмку-то тянешь? Они сначала автобус толкать не хотели, потом гроб разбили. С них ещё взыскать надо будет…
Родственник: Взыскать взыщем. А за Арсения Афанасьевича надо всем пить.
Клавдия Ильинична: А где, где покойник? Где тело?
Другой родственник: Афанасия Арсеньевича.
Друг покойника: Передайте-ка вон ту тарелочку.
Ещё один родственник: Вот, вот столько хватит, отлично. Помню, мы с Арсеньичем на вахте были, около Якутска, да, так вот там аккурат каждую субботу на столе капустка квашеная, ящик беленькой, как полагается, хлебушек серый, огурчики, помидоры, оленинка вяленая… Всё чин по чину, в общем. А по праздникам, так дым коромыслом. Третью бутылку уже заканчиваем. Якуты под столом валяются, мужики лыка не вяжут, а эта сволочь лысая сидит как в ни чём не бывало, анекдотики травит с нашей поварихой. Нормально?
Другой родственник: Почему лысая?
Клавдия Ильинична: Где покойник?
Друг покойника: А времени-то сколько? Эвакуатор-то подъехал уже, наверное.
Валерий Максимович: Заура, милая, а можно кофе?
Любовь Андреевна: Помню, маленькая была. Афанасий Арсеньич только из экспедиции вернулся. Он же пятнадцать лет геологом прослужил. А когда мне шестнадцать лет было, я только-только на журфак в Томске поступила, он мне вот это ожерелье из малахита привёз, когда из Челябинска вернулся…
Заура: Одну минуту, Валерий Максимович.
Виктор: Ты, Валерка, всё верно сказал. Я батю только один раз хмурым видел, наверное. Валентина Григорьевна, матушка моя, болела сильно… Когда стало ясно, что в больнице лежать бесполезно, батя её домой воротил. Она полгода на постели лежала просто, не вставала в почти. Но один раз он её поднял, и они куда-то за город поехали, чтобы матушка дерево выбрала, из которой батя два гроба смастерил. Выбрала она высокую такую сосну у того озера, куда мы в детстве всей семьёй отдыхать каждый год ездили… В общем, за неделю примерно батя два гроба из той сосны сделал. В одному жену похоронил через месяц, а другой прям в зале поставил у стены. Иногда прихожу к нему, а он в гробу вот так стоит с закрытыми глазами. Я ему говорю: «бать, а, бать, ты чего?», а он хихикнет так: со смертью, говорит, дружить привыкаю. И идёт на кухню чай делать. У меня до сих пор мешок иван-чая дома стоит, которого он в тайге насобирал летом. А один раз к бате приехал, слышу из коридора, он песню их с матушкой любимую поёт… Как же она, как же… Ну, эта… Кобзон ещё пел… А, забыл. Да неважно. Знаете, чего сейчас больше всего на свете хочется, а? С батей разок выпить напоследок. А ещё знаете, батя всегда говорил, что хочет, чтоб на его похоронах пели, гуляли все, как будто день рождения. Терпеть он не мог, когда за столом с постными лицами народ сидит. Стол, говорил, — общее место. Об-ще-е. Понимаете? Ну, ладно, бог с этим. Давайте-ка просто за него…
Один из родственников: Витюш, так об чём разговор? Коли сын хочет с отцом выпить… Давай мы это…
Другой родственник: Да, да, давай.
Один из родственников переставляет портрет Афанасия Арсеньевича поближе к Виктору, наполняет рюмку.Родственник: Алексей Степанович, да мы не про это…
Один из родственников: А про что?
Ещё один родственник: Секунду, товарищи, секунду.
Несколько родственников и друзей покойника исчезают за дверями.Виктор: Зина, родная, а ты помнишь, как я тебе на белой волге из художественной школы забирал по четвергам?
Любовь Андреевна: Из музыкальной, Витюша, из музыкальной. Она же на фортпиано играла. Или играет?
Зинаида: дядя Витя, из музыкальной. И по четвергам, и по субботам иногда. Помню. И мороженое вкусное помню, которое вы нам из Москвы привозили.
Виктор: Племянница моя, у тебя инструмент с собой? А сыграй нам эту, как её… Ну, ты поняла.
Зинаида достаёт из чехла скрипку и начинает играть.Виктор: Да нет, нет. Другую
Зинаида начинает другую песню.Ещё один родственник: Я вот, пока мы сидим, сижу, значит, и думаю так. Неправильно это, что мы тут пируем, поминаем, а покойник вроде и тут, и вроде не тут. Если пока не похоронили, так давайте приобщим его, так сказать, к процессу.
Родственник: Правильно.
В это время возвращаются родственники с телом покойника, садят его во главе стола, где раньше стоял портрет.Другой родственник: Как-то не по-христиански это…
Товарищ покойного: Зато по-родственному.
Родственник: Вот, Витя, держи, рюмку. Афанасию Арсеньевичу я его любимый коньячок сейчас налью.
Родственница: А я помню, он больше водочку уважал.
Клавдия Ильинична: Где покойник?
Виктор: Ну, батя… За тебя.
Все чокаются, выпивают. Виктор садится рядом с телом отца. Пауза. Виктор начинает петь «В парке Чаир» Все постепенно подхватывают. Гремит песня. За ней вторая, третья. В руках родственников появляются баян, потом гитара. На песне «Вернись в Сорренто» родственники, разбившись по парам, танцуют. Заура уверенно приглашает на танец Валерия Максимовича. Виталий неуверенно поднимается говорить третий тост, но на него мало кто обращает внимание. Собравшиеся разбиваются на группы: кто-то активно ест, кто-то общается между собой, кто-то танцует, кто-то выходит покурить. Отовсюду слышен смех.Виталий: Господа… Дамы… Милые родственники! Вы знаете, я первый раз в осознанном возрасте присутствую на похоронах. К сожалению, я не был знаком с Афанасием Арсеньевичем, как, к сожалению, не знаком с некоторыми из вас… Однако, глядя, как вы, то есть мы провожаем Афанасия Арсеньевича, мне становится совершенно нестрашно умирать. Вы знаете, мне кажется, в этот день, по совершенной случайности, разрешилась фундаментальная проблема человеческого общества! С появлением цивилизации, вернее сказать, с появлением письменной культуры, или даже с появлением секуляризованного сознания мы разучились общаться со смертью. Я думаю, эту проблему ощущал на себя каждый из присутствующих, но не все могли её верно артикулировать. С незапамятных времён общество мгновенно изолирует любого умершего от самого себя. Взаимодействие со смертью законсервировано в не отрефлексированных ритуалах, которые потеряли всякую сакральность. И вот, к нашему общему счастью, из-за плохой погоды, из-за слякоти и скользких ботинок… Иными словами, из-за некоторого мистического провидения раскололся тяжёлый сосновый гроб, в котором покоился не только Афанасий Арсеньевич, но и все мы, все наши страхи, воплощённые в неприятных и пустых мортальных образах, насаждённых нам извне! И вот наконец, наконец-таки живые и мёртвые существуют в одном пространстве на равных правах! Наконец между нами и ими, теми и этими исчезает всякая разница. Мы едим одну еду, пьём одну водку, поём одни песни… Происходит диалог! Мы чувствуем одно чувство! Я предлагаю всем нам выпить за этот великий антицивилизационный прорыв, дорогие родственники! Спасибо огромное Вам, Афанасий Арсеньевич! Помните, Филиип Арьес в своей монографии говорит о двух категориях отношения к смерти. Есть так называемая «дикая» смерть, а есть так называемая «прирученная». Так вот, боюсь делать поспешные выводы, милые родственники, но мысли бегут вперёд меня! Так вот, возможно, в этот день, именно здесь была выработана третья категория…
Виталий не может закончить свой тост, так как его крепко целует в губы Зинаида, которая во время тоста Виталия перестала играть на скрипке, но этого никто почти не замечает, и музыка, подкреплённая другими музыкальными инструментами, продолжает звучать. Закончив поцелуй, Виталий продолжает свой тост, но Зинаида уводит его из помещения.Виталий: В наше время отношения со смертью должны выстраиваться на уровне индивидуального чувствования. Следует отбросить всякое автоматическое следование коллективным ритуалам, с которыми мы уже давно никак не связаны на уровне культуры. Да, мы должны соотносить себя с этими ритуалами, но не должны допускать их механического повторения. Ритуал не может существовать без внутреннего наполнения, без сути, без смысла, всегда вырастающего из бытовой и духовной конкретики! Природа слепого следованию ритуала кроется в слепом страхе перед смертью как явлением. Мы прячем своё индивидуальное восприятие, испытывая страх перед неизвестным. Но почему, почему бы нам всем вместе опытным путём не узнать, что лежит по ту сторону? Куда мы все умираем? Кто теперь сидит с нами за одним столом? Теперь в наших венах течёт кровь ещё одного покойника, милые родственники! Я бы хотел выпить…
У самого выхода Зинаида забирает из рук Виталия рюмку, выпивает и выбрасывает её. Пара исчезает за дверьми. Танцы, песни и общение продолжается.Клавдия Ильинична: Где тело? Где покойник?
ЯВЛЕНИЕ 3Другой зал кафе «Порт-Артура». Почти вся мебель накрыта чехлами и полиэтиленом. Мало света. У одной стены, у самого окна Марк, Иван и Пётр латают расколотый гроб.Марк: Подержи-ка вот тут, Вань.
Продолжают молча чинить гроб. Пётр достаёт сигареты, собирается закурить.Иван: Ты что, здесь курить собрался? Вали на улицу, алло.
Пётр, накинув куртку, выходит. Иван и Марк молча продолжают своё дело.Иван: Ну, всё вроде.
Марк: Кого всё? Ты видел, докуда трещина доходит? Вот досюда.
Иван: Да тканью прикроем, и всё.
Марк: Кого всё? Это я тебя тканью прикрою. Мы туда тело положим — гроб в швам и в щебки.
Иван: Да ну ты брось, Марк, смотри.
Иван встаёт на стул, залезает в гроб, ложится, потом встаёт и немного приседает, проверяя прочность. Гроб скрипит. Из-за двери, которая ведёт на кухню, выходит Василий с подносом.Василий: Дорогие товарищи, смотрите, как понимающие коллеги из «Порт-Артура» нас угощают, а?
Василий ставит поднос на маленький столик рядом с инструментами. Иван выбирается из гроба и берёт бутерброд с подноса. Василий наполняет четыре рюмки.Марк: А это же сосна, да?
Иван: Сосна.
Марк: Вот примерно такая ещё доска нужна. Я выпилю кусочек аккуратно, примерно такой, и вот с этой стороны пришпандорим аккуратненько. Иван, метнись-ка.
Иван: Где я тебе щас сосну достану?
Марк: Где-нибудь достанешь. Поройся там где-нибудь по дворам и достань нам досточку вот такой вот длины. Давай-давай.
Иван: Мы тебе с Петром вон сколько дров натаскали уже.
Марк: Херню вы натаскали, а не дрова.
Иван: Ну, так там же темно.
Марк: Иди, тебе говорят.
Иван: Василий поскользнулся, пусть он и идёт на поиски сосёнки твоей грязь и говно коровье топтать в такую слякоть.
Василий: В смысле я поскользнулся?
Марк: Иди, тебе говорят, Ваня, иди…
Василий: Поскользнулся… Кто тебя вытаскивал, Ванёк, когда ты в могилу в прошлый раз провалился, а?
Иван надевает куртку и уходит. Василий оглядывает гроб.Василий: Слушай, ну, если ещё лак где-нибудь достанем, так вообще шик, как новенький будет.
Марк: Он до утра сохнуть будет.
Василий: С другой стороны, может, ну его нахер, этот гроб? Мне пятьдесят пять лет. Я аспирантуру мехмата закончил, а всё эти пирожки деревянные по городам и весям таскаю. Уволюсь, короче, наверное.
Марк: А что делать будешь?
Василий: В лес уйду. Помнишь, я тебе говорил, у меня домик есть? Двести пятьдесят километров от райцентра, и никого, брат, никого. Вообще никого. Красота? Одна дикость. Я в позапрошлом году по весне в том домике дня три просидел без жратвы. Ждал, пока медведь уйдёт. Чуть дверь мне не выломал. Хорошо, что окна высоко. Мы специально окна под самой крышей сделали, чтоб снегом не засыпало. Представляешь? Слушай, Марк, а давай с тобой вместе? Щас деда в землю положим, и завтра увольнительные пишем.
Марк: Завтра выходной.
Василий: Ну, на следующей неделе.
Марк: Ты же знаешь, у меня Светка, дети…
Василий: Марк, один раз живём…
С улицы входит Пётр. Пётр: А вы зря, мужики, не курите, я вам скажу. Там небо такое… Я смотрю туда, ветер шумит, вода с крыши капает. И ощущение, как в старых фильмах бывает. Как будто вот, вот что-то такое произойти должно, после чего можно титры пускать. И кажется, что в небе всё звёзды, звёзды, а где-то там за тучей не звёздочка тусклая, а самая главная камера. И она на тебя сквозь тучу наезжает, наезжает, наезжает. А я стою и чувство такое, как будто текст забыл, и что по сцене делать дальше не знаю. А это ещё и дубль как бы последний, потому что плёнка ну кончилась почти вся уже. И я стою и вдруг приходит опять понимание: главное — уверенно. Уверенно докури, Петро, сигарету. Уверенно смотри в свою темноту, огоньки разглядывай. Не спеши, не спеши, чтобы всё правдоподобно было. Весь реализм, я думаю, из внутренней уверенности растёт. Знаете, я так давно в деревне не был… Мысли тут такие, как в детстве прям… А что вы такие печально-задумчивые? Ты опять, что ли, про медведей, про домик в лесу сказ сказываешь? Меня сначала раз пять звал, теперь Марка?
Из двери, которая ведёт в главный зал, где идут поминки, появляются Виталий и Зинаида. Долгий поцелуй. Влюблённые, не замечая могильщиков, упоённо движутся всё глубже в тёмную часть зала, на ходу снимая одежду друг с друга.Марк: Очень вредная у нас работа. Я совсем разучился о смерти думать. Я с ней нахожусь каждые три через два по восемь-девять часов. Смерть такая близкая, такая привычная стала, что как тут теперь поверить, что я тоже помру, а? Не сегодня так, так лет через сорок, но помру ведь.
Пётр: А может не помрёшь?
Марк: И неужели меня вот так в гробике моём берёзовом, обязательно берёзовом, такие вот мудаки, как мы с вами будут хоронить?
Василий: Почему мудаки-то?
Марк: Да потому что нам же на самом деле похер на слёзы родственников, на деда этого, покойничка очередного. Он для меня только время и тяжелые килограммы, за которые мне копейки платят. А может, он муж хороший, дедушка замечательный? А, может, у него коллекция марок, как у меня, была? А ещё он, например, Булгакова и Зощенко, как я любил? А, может, он лётчиком был или актёром? А вдруг он мне родная душа, с которой мы только так и смогли свидеться, а?
Василий: Ну, если актёром, то мы б узнали.
Пётр: А что, ты всех актёров знаешь?
Василий: Ну, да… Никулин там, Мордюкова, Хабенский, Миронов, Безруков, Терехова, Купчинская, Михалков. Или Басилашвили там какой-нибудь. Фрейндлих та же, допустим.
Пётр: Михалков же режиссёр.
Василий: Так он сам себя и снимает в своих фильмах.
Пётр: Какой хитрый дядька.
Василий: Ты что, «Свой среди чужих, чужой среди своих» не видел?
Пётр: Я телевизор не смотрю.
Марк: И что, это все актёры, что ли? А те, кто в театре играет, например?
Василий: Актёр, настоящий актёр, это тот, кого всё страна знает. Вот Папанов, например, или Том Круз…
Дверь опять приоткрывается. Из-за неё появляется Костя. Он молча проходит мимо могильщиков. Пётр протягивает ему кусочек колбасы. Костя берёт колбасу, берёт ещё бутерброд и садится рядом с мужчинами. Ему наливают лимонад. Василий начинает тихо подпевать про себе тем песням, которые доносятся из-за двери. В тёмной части зала шум, возня, человеческое бормотание, шорох чехлов и полиэтилена.Пётр: А если мы о смерти разучились думать, так мы и любовь не чувствуем.
Марк: Почему?
Пётр: Не знаю. Просто это рядом же как-то всё ощущается. Любовь. Смерть. Смерть. Любовь. Да… Знаете, я первый раз на похоронах был лет в двенадцать. Я это ещё никому не рассказывал, мужики, не смейтесь только. У меня тогда прабабка из Кемерово померла. Вот когда я её тело мёртвое первый раз, я вообще её первый раз видел, я тогда реальный страх в первый раз, а может, и последний раз в жизни испытал. Но никому не сказал, вообще даже бровью не повёл. Всё в себе как-то сам проглотил, перекрутил, пережил. А лето было тогда. Помню мы всей семьёй, всеми родственниками стоим. Гроб с прабабкой в землю опускают. Каждый из нас, как водится, землю в ладошку набрал и туда кидает. И я тоже кинул… И чувствую — исчез страх. А вместо него что-то такое, что я ещё не испытывал никогда. И чувствую, как у меня писька в штанах вставать начинает первый раз. Я руки в карман, чтоб никто не заметил. Пытаюсь стоять спокойно. А желание-то растёт. И вот я так тихонько меж могилок в заросли какие-то. Сам не понимаю, что происходит. На одном чувстве непонятном иду. И там я в кустах, в общем…
Возвращается Иван. Он промок и замёрз. В руках у него дрова. Он кладёт их на пол рядом с другими дровами. Марк и Костя подходят и внимательно изучают деревянную добычу Ивана. Марк: А с гвоздями-то зачем? Да и куда столько? Я же одну доску просил. Вот такую.
Иван: Ой, Марк, отстань… Вон там сосновая сверху лежит.
Василий: Да, всяко бывает. Да, как греки-то говорят? Любовь, по-ихнему, — это эрос, а смерть как?
Марк: Scio me nihil scire.
Пётр: Ещё филос.
Василий: Так это же по латыни.
Марк: Да, я знаю только то, что ничего не знаю.
Пётр: Какой хороший тост.
Василий: Так вот, Петро, верно ты уловил эту связь эроса и смерти. Что-то тут есть нечеловеческое как будто. Вы же знаете, что я в детском доме вырос, да? Мне лет шестнадцать было, и я на свой день рождения пробрался в кабинет директора, взял своё личное дело, а там после всех этих формальностей типа: рост, вес, дата рождения написано «мать Мария Васильевна скончалась при родах. Отец от ребёнка отказался». У меня последнее время в голове всё чаще этот момент вертится, верьте, нет. Она мне жизнь дала, любовь хотела давать, а я эту жизнь взял, и смерть маме подарил? А последнее время мне Мария Васильевна сниться начала. Я её фотографий-то никогда не видел. Портрет отцовский мне как-то дали поглядеть, а как мама моя выглядела, не знаю. Но я на отца совсем, совсем не похож. Так что, наверное, в мамку я пошёл. И снится она мне, значит. Придёт ко мне она. Вокруг бело-бело. Она стоит и смотрит так внимательно на меня. Весь сон мы с ней стоим и смотрим друг на друга. Я сначала плакал сильно во сне, прощения пытался просить. А сейчас просто смотрю ей в глаза, чувствую, почти слышу эту белизну вокруг и ощущаю, как любовь родительская в меня проникает. И тело как душа
Марк: Вот щас вроде готово.
Иван: Танатос. Вспомнил. По-гречески смерть — танатос значит.
Иван садится за столик и затягивает «Прощайте, скалистые горы». Постепенно остальные мужчины присоединяются, и песня допевается хором. Костя, заскучав, встаёт и начинает бродить по темноте зала. Какое-то время он внимательно наблюдает за действиями Зинаиды и Виталия, подбегает к выключателям, включает свет и убегает на поминки.