БЕЗДОННАЯ НОЧЬ. ЕГОР ЕВСЮКОВ

    Читать подборку

    Ночь, архаически-непроглядная, колдовская, полная мистически-нуминозного трепета, – до сих пор слабо освоенная область поэтического существования. Фонарик разума при её наступлении гасили и йенские романтики с их животворящим ноктюрным хаосом («Гимны к ночи» Новалиса), и русские предсимволисты с их безмолвной апофатикой («Silentium!» Тютчева), и апокалиптически настроенные эмигранты («Европейская ночь» Ходасевича) – ночь бездонна и непостижима. В первобытной ночной темноте, еле разбелённой городскими огнями, наощупь, почти вплавь, пытается двигаться и сомнамбулический субъект Михаила Вистгофа.

    В подборке выстраивается многоуровневое онейрическое пространство, локализованное в парково-городских пейзажах («через рамы сыпется рыхлый тревожный сон  / затекая в глазницы мраморных переходов»), в интимно-любовных частностях («и любая лампа полярным  / вспыхивала сияньем»), и, наконец, в природно-урбанических топосах («нити бессонницы  / опутали квартал  / сны собрались над городом: / повисли заплатками-тучами»). Пространство ночи бесконечно и неисчерпаемо («бездонная ночь / блики шальные на гранях  / стальных и мраморных») – в его непостижимости есть тайна, любовный зов речи, манящий к себе лирического субъекта.

    Вистгофовский субъект – сомнамбула, путешественник «на край ночи» – ведом первобытной ночной стихией, персонифицированной в акте интимного говорения (вспомним позднелетовское «Ночь говорит посредством тебя»). С-казать – значит сделать явным своё присутствие в мире, метафорически оживить, придать текучесть о-сваиваемой реальности («говорила ты / говорила мне / и любая лампа полярным  / вспыхивала сияньем»). А услышать с-казанное – значит раствориться в нём, стать самим с-казанным («Ожерелье рассыпанное стало фонарным кругом / зажимает горло мне чокер туч / светом наевшаяся змея говорит говорит со мной»), вплоть до самоуничтожения субъектности («красное яблоко в ребрах моих созрело / <...>  ты говоришь / ты смотришь / от речи твоей / от зрачков твоих / наполнилось кровью  / и разорвалось оно»).

    Отсюда протеическая, текучая логика сборки субъекта («утону / и всплыву: / щукой, чайкой, водомеркой»), проявляющаяся в погружении поэтического сознания в омут  беспредельных перевоплощений («но никогда не смогу / тебя переплыть»). Поток перелицовок неостановим, а всякий конец неизбежно становится новым началом («и я плыл вдоль травы / заплывая в стальные трубы / я плыву / чтобы в реку однажды впасть  / темно-синей дугой у фигуры твоей замкнутся»). В этом для Михаила Вистгофа, как мнится в ночи, – герменевтический круг познания, мерцающий в потёмках бытия разомкнутым фонарным ожерельем.